Баба Мара
жительница Пижмы. «Здоровущая, краснолицая старуха с серыми нахальными глазами», «крупной головой в красном сатиновом повойнике», «у нее целехоньки все зубы, да такие крепкие, крупные».
Евгения укоряет ее за равнодушие к тому, что поля и сенокосы зарастают лесом: «Я тут как-то бабу Мару спрашиваю: не больно, говорю, глазам-то? Не колет? Ране, говорю, на поля из окошка смотрела, а теперь на кусты. Хохочет: «То и хорошо, девка, дрова ближе».
Евгения (Евгения Урваева)
жена Максима Урваева, невестка Василисы Милентьевны.
«Смуглое моложавое лицо», «чёрные круглые глаза, сухие и строгие». «По утрам она, шлёпая по дому в старых разношенных валенках и в стёганой телогрее, всегда стонала и охала, жаловалась на ломоту в ногах, в пояснице — у неё была тяжелая жизнь, как, впрочем, у всех деревенских женщин, юность которых пала на военную страду: только с багром в руках она тринадцать раз прошла всю реку от вершины до устья».
Иван (Иван Миронович Урваев)
младший сын Василисы Милентьевны, «пьянчуга Иван».
Милентьевна живет у него. Настя, жена Ивана, его «возит в город от вина лечить» «дня бы, говорит, не мучилась с ним, дьяволом, да мамы жалко».
Катерина (Екатерина Ивановна Урваева)
внучка Василисы Милентьевны. «Да вся-то Катерина твоя еще с рукавицу. Сопля раскосая. Была тут весной. В угол заберется — не докличешься».
«Нервенная у меня внучка, и с глазками девке не повезло: косит. А тут еще соседка девку вздумала пугать: „Куда, говорит, бабушку-то из дому отпускаешь? Не видишь разве, какая она старая? Еще умрет по дороге“. Дак уж она, моя бедная, заплакалась. Всю ночь не выпускала из своих рук бабушкину шею...» Из-за внучки, еще не оправившись от болезни, Милентьевна едет к сыну Ивану, у которого жила («Слово дала!»).
Максим (Максим Миронович Урваев)
старший сын Василисы Милентьевны, внешностью похож на мать «все дети обличьем в ей, а не в отца» («голубель за столом рассыпан»), «довольно равнодушный к своему хозяйству, как большинство бездетных мужчин». Но готовясь к приезду матери работал «в последний выходной не разгибая спины». «После выходного на целую неделю уходил на свой смолокуренный завод, где он работал мастером».
Милентий Егорович
отец Василисы Милентьевны. «Первый по расчисткам в Русихе был. Четыре сына взрослых — знаешь, какая силушка!»
Милентьевна (Василиса Милентьевна)
«...безвестная, но великая в своих деяниях старая крестьянка из северной лесной глухомани».
«... Я увидел её — высокую, намокшую, с подоткнутым по-крестьянски подолом, с двумя большими берестяными коробками на руках, полнёхонькими грибов. Она устала, конечно. Это было видно и по её худому тонкому лицу, до бледности промытому нынешними обильными туманами, и по её заметно вздрагивающей голове. Но в то же время сколько благостного удовлетворения и тихого счастья было в её голубых, слегка прикрытых глазах. Счастья старого человека, хорошо, всласть потрудившегося...»
«Шестнадцати лет нашу Милентьевну взамуж выпихнули. Отец, родимый батюшко, на житье женихово позарился. Один парень в доме, красоваться будешь. А какая краса, когда дикарь на дикаре вся деревня?».
«Не было у меня молодости. И по-нонешнему сказать, не любила я своего мужа...». Ревнивый муж десять лет никуда не выпускал её из Пижмы. «Да и куделю-то, бывало, пряла одна, а не на вечерянке». Но «покорила молодая Милентьевна пижемский зверюшник. Нет, не только своей кротостью и великим терпением, но и своей твердостью, своим кремневым характером».
Семью «их покулачили, когда зачались колхозы». Свекра и мужа выслали, она осталась с маленькими детьми на руках. Мужа потом вернули, но больным «что-то с головой сделалось — три раза стрелялся. Мужа схоронила — хлоп война. Два сына убито намертво, третий ... сколько лет без вести пропадал, а потом и Санюшка петлю на матерь накинула. Вот ведь сколько у ей переживаний под старость. На десятерых разложить — много. А тут все на одни плечи».
Милентьевне уже под восемьдесят, но до сих пор она живет заботами о близких — сыновьях, внучке. «Уж не отдохнёт, не посидит без дела».
Мирон Оникович Урваев
муж Василисы Милентьевны. «Сам тёмный, небаскящий, как головешка копченая, лицо в шадринах, оспой болел, как, скажи, овцы ископытили». Характер урваевский, «да ещё урвай-то какой», «ревность лешья», «такая поперечина — за всё взыск».
За то, что не хотел записываться в колхоз, арестовали и выслали из деревни. Домой «вернулся, хоть и больным» «чего-то с головой сделалось, три раза стрелялся».
Оника Иванович Урваев
свекор Василисы Милентьевны. «Откуда ни идет, с какой стороны ни едет, а подарок своей сношеньке завсегда» за то, что за мужа своего, сына его, перед братьями заступилась. «Ведь смертоубийство могло быть».
«Есть, есть за что помянуть добрым словом Онику Ивановича, а по правде сказать, дак и он урвай». «А на Пижме у этих урваев все шиворот-навыворот. Первое дело у них охота да рыба. А к земле и прилежанья не было. Сколько деды накопали, расчистили, тем и жили. Своего-то хлеба до нового года не всегда хватало. Правда, когда на зверя в лесу урожай, у них песни. А когда на бору голо, и они как сычи голодные».
За то, что не хотел записываться в колхоз, арестовали и выслали из деревни. Домой не вернулся, умер в ссылке.
Прохор
племянник Василисы Милентьевны, «один из трёх мужиков, оставшихся в Пижме».
«По обыкновению, был под мухой». Когда Милентьевна отправилась за грибами, взялся подвезти её до перевоза и «с разбойным свистом и гиканьем» вылетел её навстречу «на гремучей немазаной телеге, в которую был запряжен Громобой, единственный живой конь в Пижме». «Я твое добро помню. Я с утра дежурю с Громобоем, потому как знаю — тебе на перевоз».
Санюшка (Саня, Александра Мироновна Урваева)
дочь Василисы Милентьевны. «Ох, и красавица же была! Высокая, белая-белая, коса во всю спину, до колена будет — вся, говорят, в матерь, а может, еще и покрасивше была. И тихая, воды не замутит. И вот через эту-то тихость она и порешилась.
Налетела на какого-то подлеца — обрюхатил». «И вот она, горюша горькая, подошла к родному дому, а дальше крыльца и ступить не посмела». «Она уж, Санюшка-та, холодная, на пояску домотканом висит, а в сторонке ватничек честь по чести сложен и платок теплый на нем: носи, родная, на здоровье, вспоминай меня, горемычную...»