Жили-были мать да дочь
драматическая повесть в 2-х частях Режиссер-постановщик – Александр Дзекун Саратовский драматический театр им. Карла Маркса Избранные спектакли17 октября 1984 года
- Художник-постановщикЕвгений Иванов
- Музыкальное оформлениеФеликс Аронс
- ХормейстерТатьяна Аредакова
-
В ролях:
-
ПавелГ. Шляхтин
-
АнисьяРимма Белякова народная артистка РФ
-
ЛидаН. Белякова
-
Маня БольшаяЛюдмила Гришина народная артистка РФ
-
маня МаленькаяЛюдмила Муратова заслуженная артистка РФ
-
Владислав СергеевичЕвгений Виноградов
-
Пётр ИвановичВ. Мишанин, Я. Янин
-
СергейА. Курицын, О. Мачахин
-
Олеша ВасильевичГ. Аредаков
-
«Жили-были мать и дочь» — драматическая повесть в 2-х частях по произведениям Федора Абрамова «Пелагея» и «Алька».
Приглушенные тона, полумрак, спокойные и даже несколько замедленные движения актеров на сцене сбивали современный ритм жизни. Тишина и спокойствие первых эпизодов разрывались ударом колокола, каждый последующий удар которого был определенной точкой отсчета в жизни героев. Многоплановое звуковое решение — музыка, песня, колокольный звон — было органично слито с действием. Основа музыкального прочтения спектакля — фольклор северной деревни.
В постановке два финала, заостряющих внимание зрителя на проблеме выбора главных жизненных ценностей, ставящих вечные вопросы — зачем жить и как жить?
Спектакль стал лауреатом Всероссийского театрального фестиваля «Образ сельского труженика в драматургии и на сцене» (1984). Главный режиссер театра Александр Дзекун и актриса Валентина Ермакова за создание спектакля были удостоены Государственной премии РСФСР (1988).
Н. Свищева
Новая постановка драматического театра «Жили-были мать да дочь» — второе обращение А. Дзекуна к повестям Ф. Абрамова «Пелагея» и «Алька». Спектакль не был запланирован. Он органически и естественно родился из чувства огромной потери, которую мы все ощутили с преждевременной смертью прекрасного писателя. Отсюда огромный эмоциональный накал спектакля...
Между первой и второй постановками прошло восемь лет. За это время была опубликована и удостоена Государственной премии СССР трилогия Ф. Абрамова. Две его более ранние повести прочитаны как бы сквозь призму этой трилогии... Если в первой редакции [спектакля] всё было сосредоточено на судьбах матери и дочери, то здесь — на жизни, безжалостной к людям послевоенной деревни...
Звуковым лейтмотивом спектакля стали, во-первых, частушки — подлинный северно-русский фольклор. Во-вторых, песня... «Летят перелетные птицы»... Герои... поют о вольности птиц, которые могут улететь, о тяжкой своей крестьянской доле быть пожизненно повязанными с суровой северной землей, и о прекрасной своей доле — растить хлеб на этой земле. В зависимости от контекста она звучит в самом широком диапазоне — от трагического до буффонадно-пародийного.
Эта песня — стержень и опора композиции сложнейшего в жанровом отношении спектакля, где не просто соседствуют, а соединяются в органическом сплаве буффонада с точным социальным анализом, откровенная комедийность с трагедией, театральная праздничность с пронзительной реалистической узнаваемостью...
Вот уже около десяти лет я наблюдаю творческие поиски А. Дзекуна и актеров, которые работают вместе с ним. То, что сделано в спектакле «Жили-были мать да дочь» — лучшее, что было ими сделано...
Свищева Н. «Хлебы мои горят» : [о спектакле Саратовского драматического театра им. К. Маркса «Жили-были мать да дочь»] / Н. Свищева // Заря молодежи. – [Саратов], 1984. – 6 дек. – С. 4.