Пелагея и Алька
драма в 2-х действиях Инсценировка — Владимир Малько Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова Избранные спектакли26 февраля 2010 года
- Художественный руководитель постановкиПетр Орлов
- РежиссерЛюдмила Бынова, заслуженная артистка РФ
- СценографияЕвгений Зимирев
- Художник по костюмамТатьяна Зимирева
- Вокальное сопровождениеМария Беднарчик
-
В ролях:
-
ПелагеяЛюдмила Советова заслуженная артистка РФ
-
ПавелАлексей Ковтун
-
АлькаМария Степанова
-
АнисьяТатьяна Боченкова
-
ХристофоровнаВера Томилина
-
Василий ИгнатьевичКонстантин Феофилов
-
МитяЕвгений Нифантьев
-
Маня БольшаяЕлена Смородинова заслуженная артистка РФ
-
Маня МаленькаяОльга Зубкова
-
Лида ВахромееваКсения Мельникова
-
Пётр ИвановичАндрей Калеев
-
СерёжаМихаил Андреев
-
ВладикИгорь Патокин
-
ПекаИван Морев
-
ТамараМария Беднарчик
-
Премьера состоялась в дни празднования 90-летия Федора Абрамова. Это возвращение спектакля на большую сцену Архангельского драмтеатра. В качестве режиссёра выступила заслуженная артистка РФ Людмила Бынова. В первой постановке 1974 года она исполнила роль Лиды Вахромеевой.
Спектаклем «Пелагея и Алька» был открыт фестиваль «Родниковое слово» 2010 года. Художником-декоратором Евгением Зимиревым, иллюстратором книг Федора Абрамова, на сцене был создан образ величественной северной избы с коньком на крыше, осеняющей своим покровом героев, оберегающей их, а в сцене смерти Пелагеи опускающейся, как крышка гроба, на умершую героиню.
Колорит эпохи в постановке передают интересные детали — новогодняя телевизионная речь Брежнева, фрагмент фильма «Берегись автомобиля», демонстрируемого в деревенском клубе.
В финале показана Алька на распутье, она буквально мечется между городом и деревней, между застывшими фигурами людей — родных деревенских и чужих городских. Из динамиков зритель слышит бодрый голос героини, как будто бы ставшей бортпроводницей международных рейсов, но в центре сцены оживает групповая фотография, олицетворяющая несбывшееся, невозможное: счастливая Алька с живыми родителями, теткой, мужем — своим, деревенским — и тремя детьми разных возрастов.
Людмила Ашиток
На сцене пляшут-радуются, страдают-мучаются, словом, живут-кормятся абрамовские герои, говорящие на таком родном, чистом языке с пинежским «акцентом». Их вывела сюда заслуженная артистка России Людмила Бынова, которая в той еще, давней постановке «Пелагеи и Альки» играла Лиду. Зритель помнит и Евдокию-великомученицу, монолог которой актриса называла «на чистом сливочном масле замешанным» и часто читала его на концертах.
Как же можно юбилей Абрамова без спектаклей по его произведениям встречать? За театр обидно стало Людмиле Федоровне. Вот и взялась, а на второй день премьеры, после двух аншлагов, призналась, что не спит, все переживает: «Я же не режиссер, как могла, так и сделала. Абрамов остается современным, это не про колхоз история, а про семью — основу России...».
Спектакль сотворили единомышленники — слаженный актерский ансамбль, великолепная сценография Евгения Зимирева, вовсе не пресловутый винтаж художника по костюмам Татьяны Зимиревой, изумительный вокал Марии Беднарчик... И смотрится все на единой дыхании...
Пелагею играет Людмила Советова, что называется, на разрыв аорты, не щадя ни себя, ни своей героини... Единственное оправдание — ее любовь к труду. У Абрамова он — средство спасения, как некий суррогат веры в Бога, вместо позабытых молитв...
Спектакль действительно, права режиссер Бынова, не про колхоз, а про нас, про наше равнодушие к судьбе той русской деревни, что воспел Абрамов. Которая нас испокон веку кормила — и тело, и дух; исчезнет она, зарастут поля, задохнутся родники с живой водой, изведутся трудолюбивые крестьяне — чем тогда жить будем?..
Ашиток Л. Чем живем-кормимся? : в областном театре драмы премьера — «Пелагея и Алька» по Абрамову / Людмила Ашиток // Архангельск. — 2010. — 4 марта. — С. 10 : фот.