Пелагея и Алька

драма в 2-х действиях Инсценировка Владимир Молько Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова Избранные спектакли
ПРЕМЬЕРА

23 февраля 1974 года

Труппа
  • РежиссёрБорис Второв
  • ХудожникС.П. Белых
  • КомпозиторПетр Кольцов
  • БалетмейстерИван Меркулов
  • В ролях:
    1. Пелагея
      Ольга Уколова
    2. Павел
      Николай Власов
    3. Алька
      Валентина Ворожцова
    4. Анисья
      Наталья Горшенина, В. Облакова
    5. Лида Вахромеева
      Наталья Горшенина, Светлана Невоструева
    6. Василий Игнатьевич
      Сергей Плотников, Василий Каленчук
    7. Митя
      Борис Семенов
    8. Маня Большая
      Бланка Воронкова
    9. Маня Маленькая
      Евгения Барцевич, Ольга Зубкова
    10. Пека
      Владимир Казаков
    11. Серёжа
      Константин Феофилов
О спектакле

В 1974 году повести «Пелагея» и «Алька» стали основой для сценической композиции в Архангельском театре драмы. Фотографий и архивных материалов о первой постановке сохранилось немного.

Спектакль был поставлен режиссером Борисом Петровичем Второвым, в нём были заняты известные актеры — Сергей Плотников, Людмила Бынова. Музыку к спектаклю написал знаменитый архангельский композитор Петр Федорович Кольцов.

Герои «Пелагеи и Альки» — жители северной деревни тех лет. Старшее поколение пережило войну, воспитано на трудностях послевоенных лет. Молодых волнуют те жизненные проблемы, которые молодежь решает всегда: какую дорогу выбрать, какую прожить жизнь — нелегкую, трудовую или же беззаботную, на первый взгляд, такую заманчивую, без чувства ответственности, без увлеченности любимым делом.

Рецензия

Юрий Угаров

Большим событием в культурной жизни города стало обращение театра к прозе замечательного писателя-земляка Фёдора Абрамова. Жизненную историю, или своеобразное «житие» Пелагеи и ее дочери Альки, театр принял близко к сердцу. Но сложность постановки заключалась в том, что авторский текст, рисующий внутренний мир героев, автор инсценировки В. Молько вложил в монологи действующих лиц, в результате чего жители северной деревни очень много рассуждают о себе, объясняют поступки и свое отношение к жизни. Таким образом, сценическое действие подменялось литературой, а развитие сюжета лишалось необходимой динамики. И все же спектакль пользовался успехом у зрителей, особенный восторг вызывало появление пары старух Мани Большой (Б. Воронкова) и Мани Маленькой (Е. Барцевич).

Ф. Абрамов был на премьере «Пелагеи и Альки», но встретиться с постановочной группой в этот раз ему не удалось из-за настойчивой опеки его работниками обкома партии, считавшими писателя «левее левого» и побоявшимися нежелательной встречи.

Интерес к спектаклю был таким большим, что через два года он был возобновлен режиссером Э. Симоняном с новым составом исполнителей.

Источник

Угаров Ю. И. Театральный Архангельск. История театрального искусства в Архангельске. – Архангельск, 2006. – С. 283-284

библиография