Пелагея и Алька
драма в 2-х действиях Инсценировка Владимир Молько Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова Избранные спектакли23 февраля 1974 года
- РежиссёрБорис Второв
- ХудожникС.П. Белых
- КомпозиторПетр Кольцов
- БалетмейстерИван Меркулов
-
В ролях:
-
ПелагеяОльга Уколова
-
ПавелНиколай Власов
-
АлькаВалентина Ворожцова
-
АнисьяНаталья Горшенина, В. Облакова
-
Лида ВахромееваНаталья Горшенина, Светлана Невоструева
-
Василий ИгнатьевичСергей Плотников, Василий Каленчук
-
МитяБорис Семенов
-
Маня БольшаяБланка Воронкова
-
Маня МаленькаяЕвгения Барцевич, Ольга Зубкова
-
ПекаВладимир Казаков
-
СерёжаКонстантин Феофилов
-
В 1974 году повести «Пелагея» и «Алька» стали основой для сценической композиции в Архангельском театре драмы. Фотографий и архивных материалов о первой постановке сохранилось немного.
Спектакль был поставлен режиссером Борисом Петровичем Второвым, в нём были заняты известные актеры — Сергей Плотников, Людмила Бынова. Музыку к спектаклю написал знаменитый архангельский композитор Петр Федорович Кольцов.
Герои «Пелагеи и Альки» — жители северной деревни тех лет. Старшее поколение пережило войну, воспитано на трудностях послевоенных лет. Молодых волнуют те жизненные проблемы, которые молодежь решает всегда: какую дорогу выбрать, какую прожить жизнь — нелегкую, трудовую или же беззаботную, на первый взгляд, такую заманчивую, без чувства ответственности, без увлеченности любимым делом.
Юрий Угаров
Большим событием в культурной жизни города стало обращение театра к прозе замечательного писателя-земляка Фёдора Абрамова. Жизненную историю, или своеобразное «житие» Пелагеи и ее дочери Альки, театр принял близко к сердцу. Но сложность постановки заключалась в том, что авторский текст, рисующий внутренний мир героев, автор инсценировки В. Молько вложил в монологи действующих лиц, в результате чего жители северной деревни очень много рассуждают о себе, объясняют поступки и свое отношение к жизни. Таким образом, сценическое действие подменялось литературой, а развитие сюжета лишалось необходимой динамики. И все же спектакль пользовался успехом у зрителей, особенный восторг вызывало появление пары старух Мани Большой (Б. Воронкова) и Мани Маленькой (Е. Барцевич).
Ф. Абрамов был на премьере «Пелагеи и Альки», но встретиться с постановочной группой в этот раз ему не удалось из-за настойчивой опеки его работниками обкома партии, считавшими писателя «левее левого» и побоявшимися нежелательной встречи.
Интерес к спектаклю был таким большим, что через два года он был возобновлен режиссером Э. Симоняном с новым составом исполнителей.
Угаров Ю. И. Театральный Архангельск. История театрального искусства в Архангельске. – Архангельск, 2006. – С. 283-284