Дом

инсценировка в 3-х актах Ярославский академический театр имени Федора Волкова Избранные спектакли
ПРЕМЬЕРА

1 января 1979 года

Труппа
  • РежиссерВалерий Соловьев
  • СценографияВалерий Соловьев, Юрий Подсолонко
  • ХудожникР.П. Акопов
  • Музыкальное оформлениеВ. М. Селютин
  • В ролях:
    1. Михаил
      Г. Некрасов
    2. Пётр Пряслин
      А. Шумилов
    3. Григорий Пряслин
      Вадим Асташин
    4. Раиса
      Т. Иванова, Л. Зотова
    5. Калина Дунаева
      Владимир Шибанков
    6. Евдокия
      Э. Сумская, З. Притула
    7. Евсей Мошкин
      И. Кутянский, Д. Бондарев
    8. Анфиса
      Э. Сумская, З. Прилула
    9. Егорша
      В. Карпович
    10. Пётр Житов
      В. Аршинов
О спектакле

В 1970-е годы спектакль по роману Фёдора Абрамова «Дом» шел на нескольких сценах страны по разным сценариям: в Москве, в Архангельске, в Новгороде, в Ленинграде. Но впервые был поставлен в Ярославле в театре имени Фёдора Волкова.

На генеральную репетицию приезжал автор. После спектакля на встрече с актерами Федор Александрович подробнейшим образом разобрал особенности спектакля, игру актеров, оформление. Особо отметил исполнителя роли Калины Дунаева актера Владимира Шибанкова и актрису Наталью Сергееву, сыгравшую Лизу Пряслину.

Роль Лизы в исполнении Натальи Сергеевой была признана лучшей женской ролью года (1980) по итогам смотра актерских работ, проводимых ежегодно управлением культуры города Ярославля

Рецензия

М. Ваняшова

...Как же сохранить прежние идеалы, соединить мир человеческих взаимоотношений, мир верности и любви, преданности общему делу? — размышляет театр. Его волнует тревожный мотив семейного раскола, нравственного отчуждения, разъединения, достаточно серьезный и драматический для того, чтобы прозвучать со сцены во весь голос.

...В спектакле «Дом» монолог становится ведущей, опорной основой спектакля. Монологи героев, написанные Абрамовым, естественны на широком пространстве романа... В постановке В. Соловьева... монологи перегружают спектакль...

Историю Лизаветы Пряслиной Н. Сергеева играет страстно, с кровной и личной заинтересованностью в ее судьбе, не случайно поэтому судьба Лизаветы становится центром всего спектакля. Актриса создает знакомый тип русской крестьянки — с ее откровенностью, приветливостью, добротой, простодушием, — характер глубоко народный, в котором привлекает прежде всего редкостный талант души, не выученный, не затверженный — природный... Это настоящая актерская удача спектакля...

Характеры Лизы, Михаила, Егорши, Калины и Евдокии даются в спектакле параллельно, обособленно — здесь связи, конфликтные начала, ассоциации должны непрестанно отыскивать сам зритель — театр едва наметил эти образные «точки опоры»...

Россия — «общий дом» — мысль эта прочитывается в оформлении спектакля...

Светлые стены Дома призваны, по мысли театра, объединить мир Пряслиных и мир Ставровых, мир Калины и Евдокии, — все это, размышляет театр, наш общий дом, наши заботы и тревоги...

Источник

Ваняшова М. «Дом» : Новый спектакль театра имени Ф. Г. Волкова / М. Ваняшова // Северный рабочий. – [Ярославль].  -  1980. – 2 марта. – С. 2.

библиография