Братья и сёстры
сценическая композиция в 2-х частях по трилогии «Пряслины» Сценическая редакция и постановка Аркадия Кацмана и Льва Додина Учебный театр при Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии Избранные спектакли28 октября 1978 года
- Режиссёр-постановщикЛев Додин, Аркадий Кацман
- ХудожникНаталья Билибина
- Педагог по речиВалерий Галендеев
- Музыкальный руководительЭдуард Жучков
-
В ролях:
-
Анна ПряслинаНаталья Колотова
-
Михаил ПряслинАлександр Чабан
-
Лизка ПряслинаНаталья Акимова
-
Анфиса ПетровнаНаталья Фоменко
-
ВарвараЕлена Попова
-
Сергей Козырев
-
ЕгоршаСергей Власов
-
ТрофимСергей Бехтерев
-
Раиса Клевакина, ПелагеяЕ. Соловьёва
-
Анисья ЛобановаГ. Щепетнова
-
НемойИгорь Скляр
-
Трофим Лобанов, Митенька МалышняС. Бехтерев
-
Спектакль поставлен как дипломная работа студентами курса Льва Додина и Аркадия Кацмана по трилогии Федора Абрамова «Пряслины».
Писатель был категорически против этой постановки: ему казалось, что городская молодежь не может сыграть спектакль о народной жизни, войне. С целью познакомить студентов с деревней Лев Додин принимает решение отправиться всем курсом в Верколу, где молодые актеры не просто наблюдали деревенскую жизнь, а работали в колхозе, вслушивались в северный говор, записывали частушки. Для Абрамова такое вживание в текст было главным условием постановки спектакля.
Федор Александрович посещал репетиции, и когда состоялась премьера, дал высокую оценку проделанной работе: «Спектакль получился необычайно яркий, вне всяких канонов. Они от людей, от живых людей вобрали в себя боль и все беды, которыми жила военная и послевоенная деревня. Получился прекрасный спектакль».
Е. Михайлова
Работа над спектаклем стала в Ленинграде почти легендой (студенты вместе с педагогом и режиссером Л. Додиным летом 1977 года месяц прожили в деревне Веркола, увидели, что такое деревенская жизнь...
...Публицистическое начало спектакля выражено открыто и безыскусно в двух песнях — прологе и эпилоге. Непосредственно в спектакле оно воплощается гораздо тоньше, сложнее: весь спектакль молодые артисты играют так, будто не сыграть всего, не высказать всего невозможно, будто от этого зависит вся остальная жизнь, то, как она будет прожита.
Учебный спектакль всегда должен осуществлять и чисто педагогические задачи. Отсюда, надо думать, возник сам принцип инсценировки романа, где каждая роль дает актеру возможность создать характер в его развитии...
Радует спектакль добротной актерской школой. Педагоги не «демонстрируют» свое режиссерское мастерство — оно в гармонии с воспитательными целями. Не потому ли так свободно проявляется индивидуальность каждого участника спектакля. Исполнителей объединяет не только нравственный пафос, но и безусловное общее понимание профессиональных задач, продиктованных драматургическим материалом, превосходное чувство стиля... Основным условием в работе была предельная правда и ясность чувств, не допускающая не только штампа, но и малейшего театрального «лоска»...
Михайлова Е. Испытание / Е. Михайлова, С. Михайлов ; фот. А. Краско // Театр. – 1979. - № 6. – С. 31-34 : фот.