Братья и сёстры
сценическая дилогия Постановка Льва Додина Ленинградский Малый драматический театр Избранные спектакли9 марта 1985 года
- Режиссер-постановщикЛев Додин
- РежиссёрыРоман Смирнов, Сергей Бехтерев
- ИнсценировкаАркадий Кацман, Лев Додин, Сергей Бехтерев
- СценографияЭдуард Кочергин
- Художник по костюмамИнна Габай
- Педагоги-репетиторыВалерий Галендеев, Галина Канаун
-
В ролях:
-
АнфисаТатьяна Шестакова, Татьяна Рассказова
-
ЛукашинНиколай Лавров, Сергей Козырев
-
Михаил ПряслинПетр Семак
-
ЛизаветаНаталья Акимова
-
ГаничевСергей Бехтерев, Адриан Ростовский
-
Анна ПряслинаНина Семенова
-
ЕгоршаСергей Власов
-
Варвара ИняхинаНаталья Фоменко
-
Пётр ЖитовИгорь Иванов
-
Илья НетесовАнатолий Колибянов
-
Этот спектакль-реквием, спектакль-эпитафия огромному пласту народной жизни, деревенской Руси был поставлен в память о Фёдоре Абрамове.
Постановка представляет собой два самостоятельных спектакля — «Встречи и разлуки» и «Пути-перепутья», шедших на сцене театра в течение двух вечеров (общая продолжительность — 6 часов 20 минут).
Сценографом к «Братьям и сёстрам» выступил художник Эдуард Кочергин. Созданный им для постановки деревянный настил, подвижно подвешенный за четыре угла к колосникам, во время спектакля превращался то в стену избы, то в скат крыши, то в забор, то в помост, то в занавес.
Спектакль награжден Государственной премией СССР (1986), театральными премиями «Золотой софит» (Санкт-Петербург) и «Лучший иностранный спектакль» (Италия и Великобритания). Великий итальянский режиссёр Джорджо Стрелер назвал «Братьев и сестёр» Льва Додина одним из величайших спектаклей XX века, «эстетическим переживанием немыслимой высоты».
К 20-летнему юбилею «Братьев и сестёр» театром была выпущена программка, в которой упоминаются все артисты, когда-либо занятые в спектакле, страны и города, в которых театр побывал с ним на гастролях.
А. Караулов
...Рассказывая о судьбах Пекашино, Малый драматический театр во всем хранит верность истории. Тогда, в сороковые годы, было трудно, очень трудно, и Додин ничего не утаивает от зрителей. Он учит своих актёров играть время. Он ставит «Братьев и сестёр» как исторический спектакль, хотя прошло с тех пор всего ничего — каких-нибудь четыре десятка лет...
Додин и его актёры далеки от мысли играть в этом спектакле только сюжет, ибо любой сюжет подразумевает под собой абсолютную внутреннюю цельность и логическую завершённость. А Додин этой завершённости не желает. Он ставит картины из жизни. А не просто какой-то эпизод. Он мыслит другими категориями. Поэтому в его спектакле нет начала... и нет конца, и он совершенно справедливо обрывает своё повествование резко и неожиданно, на полуслове. Почему? Да потому что спектакль кончился, но жизнь-то продолжается...
Додин ставит спектакль-эпопею. Он разглядывает в частном причины общего порядка... Рассказывая о героях романа Абрамова, каждый из актеров Додина несет в себе как бы само понятие народ...
Караулов, А. В мире Фёдора Абрамова // Театральная жизнь. – 1986. - № 11. – С. 14-15.