Алька

Повесть 1972 Избранные произведения
ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

Алька : повесть / ил. Б. Косульникова // Наш современник. — 1972. — № 1. — С. 2-36.

библиография
Иллюстрации
Иллюстрации

Евгения Зимирева
воспроизведены в изданиях:

Пелагея и Алька : [повести и роман] / Ф. А. Абрамов ; худож. Е. Н. Зимирев. — Архангельск : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1974.

Олёшина изба : повести и рассказы / Ф. А. Абрамов ; худож. Е. Н. Зимирев. — [Архангельск] : Сев.-Зап. кн. изд-во, 1976.

Цитата

«Всю жизнь она думала: раз за тобой ребята гоняются, глазами тебя едят, обнимают, тискают, — значит, это и есть любовь. А оказывается, нет. Оказывается, это ещё не любовь. А любовь у Лидки и Мити, у этих двух дурачков блаженных...
И самое ужасное было то, что она, Алька, верила, завидовала этой любви. Да, да, да! Она даже знала теперь, какой запах у настоящей любви. Запах свежей сосновой щепы и стружки...»

Аннотация

Повесть представляет собой самостоятельное законченное произведение и при этом может восприниматься как продолжение повести «Пелагея», с которой образует дилогию.

Повесть отражает процессы, происходившие в северной и в целом в русской советской деревне в конце 1960-х годов.

Главная героиня произведения, дочь Пелагеи Амосовой Алька уезжает из родной деревни в город, и в центре внимания автора — те связи, которые она рвёт и которые во многом продолжают сохранять для неё ценность. Благодаря отцу и матери, которые ради неё рвали жилы, Алька выросла в сытости и такую жизнь восприняла как норму.

Судьбу родителей она повторить не хотела. Вот почему с такой безоглядной лёгкостью решилась Алька на бегство из дома, мечтая о жизни иной, заманчивой, красивой. Став официанткой в ресторане, она как будто бы нашла свой идеал. Но нет у неё глубокого убеждения, что живёт она как надо. Отсюда все её метания и мучения, противоречивые решения и опрометчивые шаги.

Приехав домой на побывку, Алька в память о матери решает остаться жить в деревне. Но желание это оказалось нестойким и верх взяло прежнее стремление к жизни иной. Алька вернулась в город, стала стюардессой. Это — круги натуры беспокойной, ищущей, но не нашедшей своего назначения.

Критика

Борис Панкин:

«„Пелагея“ и „Алька“ — это элегия о великих и прекрасных, но понапрасну растраченных человеческих силах. При этом симпатии автора к этим героиням так откровенны, боль так остра, что плач по их изломанным жизням не расслабляет, а возвышает читателя, укрепляя тягу к идеалу».

Источник

Панкин, Борис. В союзе со временем // Строгая литература / Б. Панкин. — М., 1982. — С. 85-120. — О повести «Алька»: С. 117.

Главный персонаж

Алька (Алевтина Павловна Амосова)

а также см. Пелагея (Пелагея Прокопьевна Амосова)

дочь Пелагеи, школьница, пойдет в восьмой класс, «неважно давалось ученье: в двух классах по два года болталась». Молодая девушка, не желающая повторить судьбу матери.

Она ищет удовольствий, жизни яркой, наполненной, «с малу за гулянкой гонится», «кипяток в крови», пользуется вниманием мужчин. Характер гораздо более мелкий, чем у Пелагеи, утративший многие ценные черты, присущие её матери.

Она же в повести «Алька»: молодая девушка, сбежавшая в город с военным, не закончив школу — «грамотешка у нее незавидная».

Крепкая, здоровая, «молодое, цветущее тело», рыжеволосая «тряхнула своим рыжим, все еще не просохшим после бани золотом», «зеленые бесшабашные глаза, жаркий ненасытный рот, полный крепких зубов, высокие литые груди», любит красиво одеваться — «штаны у нее — шик. Красные, шелковые — прямо огонь на ногах переливается. Да и все остальное, кстати сказать, — первый сорт... — чем не артистка?».

Работает в городском ресторане, по словам директора Аркадия Семеновича; «секс-бомба,... безотказный взрыватель любой, самой зачерствелой клиентуры. Это солнце, растапливающее любые льдины в мужской упаковке...».

Спектакль

«Пелагея и Алька» [2010] драма в 2-х действиях

Театр

Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова

см. спектакль
См. также

Пелагея

Повесть 1969